Свет на TV - основы для профи

    

Что необходимо телекамере


   Мы знаем, что световой поток измеряется в люменах. Это не очень нам поможет, когда мы хотим знать, насколько ярко освещен участок площади. Нам необходима другая единица измерения, которая соответствует тому, насколько хорошо освещена снимаемая сцена. В этом случае используется такая единица, как люкс. Один люкс равен количеству света, пада-....... ющего на площадь в один квадратный метр на расстоянии
1 метр от источника, дающего световой поток в один люмен
(рис. 3.4).
   На рис. 3.5 даны некоторые приблизительные цифры для ряда типичных условий съемки, чтобы вы имели представление о порядке числовых значений освещенности, о которых идет речь. Изготовители камер полны желания приукрасить возможности своей продукции, чтобы показать, какой низкий уровень освещенности им требуется. Бытовые телекамеры, которые называют видеокамерами, часто оцениваются таким образом, что





Рис. 3.4. Освещенность в один люкс обеспечивается световым потоком в один люмен, падающим на поверхность площадью один квадратный метр, удаленный от источника света на 1 метр.



для своей работы они нуждаются в освещенности в диапазоне всего от 4 до 10 люкс.
Хотя верно то, что картинка может быть получена при таких низких уровнях освещенности, в равной степени справедливо и то, что при более слабом свете качество изображения окажется ниже, и хуже будет насыщенность его цветом. Также

Рис. 3.5. Диаграмма уровней освещенности, характерных для сумерек, помещения и открытого воздуха.

10 20 50 200 300 1000 2000 3000 5000 10000 20000 50000 100000
Уровень освещенности в люксах

верно и то, что степень контрастности будет недостаточно высокой, а восприятие объекта съемки окажется очень бедным.
   На практике чем выше уровень освещения сцены (при должном внимании к диапазону контрастности), тем лучше будут результаты съемки с точки зрения насыщенности цвета и качества изображения. Однако телекамерой можно работать только при определенном максимальном уровне освещенности, иначе происходит ее «насыщение»и картинки «выгора-ют»или становятся слишком яркими, давая зимой и летом изображения меньшей четкости.

    Способ обойти это явление может быть найден посредством регулирования апертуры путем установки диафрагмы объектива. Диафрагма устанавливается с помощью кольца на тубусе объектива, на котором нанесены диафрагменные числа (2,8; 4; 5,6; 8 и т. д.). Апертура представляет собой действующее отверстие объектива с регулируемым сечением, через которое в камеру попадает пучок света. Каждый поворот кольца к следующему более высокому диафрагменному числу уменьшает вдвое световой поток, попадающий в ЭЛТ или ПЗС, а такое же перемещение кольца в обратную сторону, т. е. к очередной меньшей цифре его удваивает (рис. 3.6).
   Апертура также влияет на величину глубины резкости картинки. Меньшие диафрагменные числа (2,8; 4) сужают пространство сцены (от передней ее части к задней), которое на изображении будет находиться в фокусе (рис. 3.7). Более высокие диафрагменные числа (11; 16), наоборот, это пространство увеличивают., Причастность к данному явлению может создать команде осветителей определенные проблемы, если режиссер} потребуется большая глубина съемочного пространства в условиях недостаточного освещения, или наоборот.


fl.4 f4 f8 fll f22
f- диафрагменное число
Рис. 3.6. Взаимосвязь между апертурой и количеством проходящего света.


Рис. 3.7. Влияние апертуры на глубину резкости.
Если количество света не может быть уменьшено для получения меньшей глубины резкости (например, при съемках на открытом воздухе при ярком солнце), могут быть использованы нейтральные (серые) светофильтры. Эти специальные светофильтры, которые часто устанавливаются внутри камеры и выбираются с помощью собственного переключателя, позволяют «обрезать»суммарный световой поток до известных величин, требующих использования объектива с апертурой, соответствующей меньшему диафрагменному числу. Они применяются для корректировки яркости попадающего внутрь камеры света и, следовательно, для уменьшения глубины резкости.

Содержание раздела