Свет на TV - основы для профи

    

Осветительные приспособления


   У изготовителей, предлагающих всевозможную осветительную аппаратуру, всегда можно найти фонари, дающие нужный для работы свет. Но что найти не очень просто, так это фонари, которые выполняют свою работу настолько точно, насколько нам это необходимо. Неотъемлемая часть искусства команды осветителей состоит в нахождении способов управления шириной луча, его размерами, формой, цветом и яркостью, чтобы добиться высокого качества отснятого материала.
   Для этого мы должны применять некоторые приспособления, которые нужны для повышения качества и эффективности работы фонарей таким образом, чтобы от них можно было получить именно тот эффект, который требуется. В этой главе мы дадим только краткий обзор приспособлений, которые обычно имеются в распоряжении осветителей, и рассмотрим эффекты, получаемые при их использовании вместе с фонарями.
Принадлежности
Шторки
   Шторки позволяют ограничивать размеры пучка света, даваемого фонарями. Они обычно крепятся к прожекторам, но могут применяться и с небольшими фонарями заливающего света.
   Шторки состоят из рамки с четырьмя металлическими створками, две из которых имеют большие размеры, чем две другие. Рамка целиком вставляется в специальное гнездо в передней части фонаря и может поворачиваться.
   Поворачивая створки вверх или вниз (либо внутрь или наружу парами), можно ограничивать пучок света, придавая ему обволакивающую форму и меняя его размеры. Благодаря тому,

устройство прожекторного фонаря: Шторки.Линза Френеля.Рассеиватель света Козырек






Рис. 6.1. Комплект приспособлений для осветительной аппаратуры.

что шторки могут поворачиваться, они обеспечивают простой способ направления луча на конкретный участок снимаемого объекта.
   Шторки должны надежно крепиться к фонарю во избежание их падения во время съемки. Кроме того, необходимо регулярно проверять, как они сидят на шарнирах, и своевременно подтягивать, чтобы они не могли свалиться под собственным весом.
Однако самой большой проблемой, возникающей при использовании шторок, является их нагревание во время работы фонаря. .
   Тубусы
   Действие тубусов похоже на работу шторок в том, что они формируют пучок света. Однако тубусы имеют заранее установленные углы раствора, позволяющие получать лучи фиксированных размеров. Тубусы устанавливаются на осветительных приборах с целью ограничения диаметра луча.
В то время как шторки придают лучу замкнутую форму, тубус позволяет получать небольшие круги света с целью освещения отдельных участков объекта съемки. Кружки света, создаваемые с помощью тубусов, получаются по размерам меньше световых пятен, даваемых обычными прожекторными фонарями. Если фонарь используется для освещения заднего плана, можно применить тубус с таким углом раствора, который позволит получить пучок света овальной формы.
Тубусы, которые также устанавливаются на передней части фонаря, должны надежно крепиться к нему во избежание падения на пол.
   Козырьки
   Козырьки представляют собой небольшие непрозрачные щитки (обычно с размерами 20 х 30 см, но могут применяться и немного меньшие или болышие козырьки). Такие козырьки изготавливаются из листового металла или кусков ткани и размещаются перед фонарем. Они крепятся к треноге с помощью короткой выдвижной трубки при съемке на натуре или к кожуху фонаря при работе в студии. Козырьки предназначены для ограничения части пучка света.
Козырьки, которые создают более резкие тени, чем шторки, часто используются для предотвращения попадания света на конкретный объект в рамках снимаемой сцены. Обычная проблема при организации освещения заключается в том, как обращаться со светом на съемочной площадке. Козырьки могут применяться для маскирования света, попадающего в объектив камеры, или большие полотнища непрозрачной ткани могут вывешиваться перед фонарями (помните о нагреве, который может вызвать пожар!) для загораживания света, идущего из более темных участков сцены.


В ряде стран козырьки известны как светозащитные бленды, что, к несчастью, становится причиной некоторой путаницы. Разумнее будет думать о них как о козырьках, чтобы избежать этой неразберихи, а бленды мы обсудим позже.

Рассеиватели света
   Радость узнавания новых технических терминов часто омрачается тем, что часто одно и то же слово может обозначать две совершенно различные вещи! Английский термин «scrim» является одним из таких слов. Точное значение этого слова определяется либо как «проволочный экран, размещаемый перед фонарем для уменьшения яркости света без изменения цветовой температуры», либо как «сетчатый светофильтр, размещаемый на передней части фонаря, действующий в качестве рас-сеивателя света и часто снижающий светоотдачу фонаря».
   Важная вещь состоит в том, что помимо прочего рассеива-тель будет изменять яркость света, даваемого фонарем. Рассеиватели света могут располагаться на держателях, которые крепятся к передней части фонаря, шторкам или тубусам. Они изготавливаются из металлической сетки, потому что находятся вблизи источника света и могут нагреваться до высокой температуры.
   Наиболее эффективным способом уменьшения яркости фонаря является его отодвигание подальше от сцены. Он не влияет на цветовую температуру (что характерно для регуляторов освещенности), и любые утечки света могут быть пойманы с помощью шторок. При съемках на натуре этот способ может быть применен не всегда, особенно при работе в помещении, из-за того, что его размеры могут не позволить расположить фонарь именно там, где вы хотите его установить. Это делает рассеиватели света важным фактором обеспечения надлежащей сбалансированности освещения при съемках на натуре.
   Можно применять полнокадровые рассеиватели света, снижающие суммарную интенсивность освещения, полукадровые, позволяющие «срезать» только половину луча (их можно поворачивать в выбранную сторону), а также же калиброванные рассеиватели, которые тоже могут поворачиваться с целью снижения на требуемую величину яркости света, попадающего как на верхнюю часть объекта, так и на его основание.


    Если эти приспособления требуются не только для рассеивания света, но и для уменьшения его интенсивности, то в качестве них перед фонарем размещают матированные листы из пластика или стекловолокна. Такие листы нельзя устанавливать очень близко к фонарю, в противном случае увеличенный нагрев и ограниченная вентиляция могут значительно сократить срок службы лампы.
   Если у вас есть подобное приспособление, но вы не знаете, рассеивает ли оно свет помимо уменьшения интенсивности ос-
вещения, возьмите рассеиватель в руки и посмотрите через него на сцену. Если вы увидите резкое изображение, то поймете, что оно не рассеивает свет.
Цвет и форма
   Если вы выбрали наиболее подходящий фонарь и отрегулировали ширину, угол раствора и форму луча, то теперь вам следует изучить вопрос о цвете света.
Изготовители предлагают большой выбор цветных гелей (обычно называемых просто «гелями», изготовленных из желатина ? материала, от которого произошло их название). Они бывают более 100 цветов, от ярких до нежных или пастельных, используемых для компенсации цветовой неравномерности по полю. Обычно наиболее часто применяются от пятнадцати до двадцати цветов, однако режиссеры по свету печально известны тем, что всегда хотят внести что-то новенькое в свою профессиональную программу!
   Гели выпускаются в виде валиков, от которых отрезают кусочки определенного размера, помещаемые в специальную «ге-левую рамку», которая вставляется в щель в передней части фонаря. Гели могут применяться как дополнение к шторкам, козырькам и другим приспособлениями с целью уменьшения интенсивности освещения. Используемый материал и способ его применения определяют полезный срок его службы. Тепло, исходящее от источника света, неизбежно будет вызывать обесцвечивание геля и необходимость его замены.
   Несмотря на то, что гели предназначены для придания свету конкретного цвета, полный комплект гелей необходим для коррекции цветовой температуры.


Они обычно используются для превращения света вольфрамовой лампы в дневной свет, и наоборот. С их помощью можно также получать комбинированные светофильтры, применяемые для получения сбалансированного освещения. Там, где для снижения светоотдачи конкретного фонаря, значительно большей, чем у остальной осветительной аппаратуры, используется регулятор освещенности, только один фонарь может нуждаться в коррекции цветовой температуры.
   Люминесцентные трубки, угольные дуговые лампы и портативные источники света не подходят к обычному дневному свету или к свету ламп с вольфрамовой нитью, поэтому применительно к ним необходимо производить коррекцию цветовой температуры. Для преобразования излучения этих ламп в дневной свет промышленность выпускает специальные стеклянные дихроичные фильтры для применения в небольших фонарях с фокусирующим отражателем. Они требуют меньшего времени для своей замены, чем гелевые материалы.
   Мы уже говорили о том, что лучшим способом уменьшения интенсивности освещения является увеличение расстояния между фонарем и объектом съемки, а там, где это сделать не представляется возможным, лучше всего применять рассеива-тели света. Гели нейтральной плотности представляют собой третью альтернативу. Такие гели не рассеивают свет и не влияют на цветовую температуру, а только уменьшают яркость света в определенных пределах. Например, уменьшение яркости света с помощью светофильтра с нейтральной плотностью 0,3 аналогично изменению диафрагменного числа на одно значение, а 0,6 ? на два значения.
   Можно получить такую комбинацию светофильтров, которая будет превращать дневной свет в свет вольфрамовой лампы и снижать интенсивность освещения, что полезно при съемке в помещении с использованием ламп с вольфрамовой нитью. Если повесить рассеивающие щиты перед окном, освещенным ярким солнечным светом, можно одновременно добиться баланса освещенности и скорректировать цветовую температуру. Чтобы сделать полным перечень существующих гелей, необходимо упомянуть о матовых гелях, которые рассеивают свет, смягчают освещение и даже меняют и корректируют цветовую температуру.    Специальные гели будут также смягчать и слегка подкрашивать освещение круговой панорамы, поглощать ультрафиолетовое излучение или делать отраженный свет более мягким, контрастным или теплым.


Возможно, предположение о том, что необходимо иметь в запасе комплект гелей пятнадцати или двадцати цветов, выглядит довольно скромным!
   Так как мы рассматриваем вопрос о цвете света, важно упомянуть и о том, что совместно с фонарями некоторых типов могут использоваться цветовые диски или устройства для смены цветных светофильтров. Эти механизированные устройства, которые крепятся с передней стороны фонаря, позволяют выбрать конкретный цветной светофильтр из некоторого количества с помощью так называемого «перелистывания», или скроллинга, с заранее установленной скоростью, либо менять различные предварительно выбранные цвета при вращении диска со скоростью, управляемой с пульта режиссера по свету.
   Подобным образом иногда применяются фонари особого назначения, получившие название «прожекторов спецэффектов», в которых используют специальные насадки, позволяющие создавать впечатление облачности, огня или дождя.


Рис. 6.2. Бленды и «хворост».

   Для создания специальных эффектов обычно применяются и два других метода: с использованием бленд в форме дисков с вырезами для прохождения света и фигурок, изготовленных из металла или дерева, которые получили название «хвороста» (по имени известного печенья). Эти бленды и фигурки, помещенные в пучок света фонаря, формируют на заднике тени определенной конфигурации. Обычно они могут создавать тени в форме деревьев, веток, тюремной решетки, венецианских жалюзи или силуэтов людей. Везде, где вам понадобятся мягко очерченные тени, все, что нужно сделать, это вспомнить, как это происходит в реальной жизни. Возможно, дерево, растущее рядом с окном, через которое солнечный свет попадает в комнату, будет отбрасывать на стены помещения тень, похожую на дерево.
   Такой же самый эффект создаст «хворост» в виде ветки дерева, помещенный перед фонарем. «Хворост» представляет собой нечто, что не надо покупать, а можно сделать самому.
Вы можете вспомнить, что когда мы обсуждали прожектор бокового освещения или с эллипсным отражателем, мы говорили о том, что такой прожектор имеет затвор, в который можно помещать диапозитивы с целью их проецирования на задник сцены.


Кроме того, можно вырезать и вставлять туда же металлические пластины различной конфигурации, называемые блендами. Мы также говорили и о трудностях понимания одного и того же слова, обозначающего две разные вещи, когда рассматривали рассеиватели света. Здесь есть и другой пример. В некоторых странах ссылаются на козырьки как на бленды, однако во всех странах, говоря о металлических пластинках, вставляемых в затвор фонаря для получения луча нужного профиля, имеют в виду бленды, за исключением США, где они называются «шаблонами».
Бленды применяются так же, как «хворост», для получения на заднике сцены теней определенной формы и рисунка. Различие состоит в том, что бленды обычно используются для создания на заднике резких изображений. Поскольку они скорее проецируют тени, чем формируют их.
Бленды, которые очень полезны при создании на задниках сцены специфических рисунков, почти всегда могут быть изготовлены бригадой осветителей в виде тонких металлических трафаретов. Некоторые из них имеются в продаже, например, со световым окном в форме сердца или замочной скважины, проецируемыми на задник, действительно являются предметом специальной заботы со стороны изготовителей.

Содержание раздела