Подготовка плана освещения
Как и во многих других видах производственной деятельности, некоторая организационная предусмотрительность и подготовка планов очень помогают достижению хороших результатов в работе по обеспечению надлежащего освещения на съемочной площадке.
Первый этап планирования заключается в сборе всей необходимой информации, следующий этап посвящен анализу того, что может быть достигнуто и как это сделать наилучшим способом, и наконец, последний этап включает методичное выполнение составленного плана во всех его деталях, с тем чтобы обеспечить реализацию любой предоставленной возможности.
Сбор необходимой информации может осуществляться, например, посредством опрашивания и получения ответов на интересующие вопросы. На некоторые из этих вопросов может ответить режиссер программы или передачи, на другие ? художник по свету. Ниже приводится перечень подобных вопросов, который не следует считать единственным в своем роде или универсальным, однако он может стать подходящей отправной точкой на этом этапе работы. Естественно, что некоторые ответы будут вызывать еще больше вопросов!
1,Где производится съемка, в студии или на натуре ? Этот вопрос является основополагающим для художника no свету. В студии можно полностью контролировать освещение. Съемка на натуре предполагает значительное влияние окружающей освещенности. Если ответ будет «в студии», переходите к вопросу 2, если «на натуре», ? смотрите вопрос 7.
Вопросы, относящиеся к съемкам в студии
2 Какое оборудование имеется в наличии и готово ли оно к работе? Большинство студий имеет основной комплект осветительного оборудования и, возможно, некоторые типы регуляторов освещения, а также систем управления и контроля. Может возникнуть необходимость пополнить имеющийся арсенал осветительной аппаратуры.
3 Имеется ли система управления освещением ?
Если в студии нет такой системы управления, уже готовой к работе, ее можно арендовать или взять напрокат для конкретной съемки.
4 Какая оснастка может быть использована для установки осветительных фонарей?
Могут потребоваться дополнительные поддерживающие устройства.
5 Является ли эта оснастка «укомплектованной» ? Укомплектованная оснастка подразумевает наличие большого количества фонарей, которые находятся в резервном или «полузаконсервированном» состоянии. Для съемки какой-либо программы из этой оснастки просто используются необходимые на данный момент фонари. Это дает огромную экономию времени, которое обычно требуется для монтажа специальной осветительной установки.
6 Какие будут декорации и должны ли они освещаться? Декорации определяют обстановку и условия съемки. От того, требуют ли они собственного освещения или им достаточно «случайного» света от фонарей, направленных на действующих лиц программы, будет зависеть работа художника по свету, которая в этих случаях становится совершенно различной. Обычно декорации требуют некоторого количества специального освещения.
Вопросы, относящиеся к съемкам на натуре
7 Какой источник питания имеется в наличии?
Очень важный вопрос. Если конкретного ответа нет, освещение должно быть батарейным (что дорого), окружающим (неконтролируемым) или генераторным (что очень дорого). Если ответ является приблизительным, но в определенных пределах, освещение должно планироваться в рамках некоторых ограничений на мощность. Если может быть доставлен дополнительный ис-| точник питания (специальный блок или генератор), необходи-мо знать его суммарную выходную мощность, с тем чтобы пла-нировать освещение в рамках предоставленных возможностей.
8 Какой прогноз погоды?
Облачное небо дает рассеянный свет. Яркий солнечный свет слегка окрашен в красноватый цвет, создает яркие блики и очень резкие тени. Дождь, особенно с ураганным ветром, мо-жет нарушить все планы по организации освещения. Снег ста-новится причиной огромного количества отраженного свет. Даже ночью освещение может быть очень разным, например, в зависимости от фазы луны.
9 В какое время суток будет происходить съемка ?
В северном полушарии в течение дня солнце движется по не-бу с востока на запад, минуя юг. Ночью луна проделывает тот же самый путь. Очевидно, что положение солнца или луны бу-дет влиять на баланс окружающей освещенности. Ближе к су-меркам или к рассвету происходит значительное изменение угла падения света и его цвета. Художник по свету должен от-давать себе полный отчет о наличии всех этих особенностей естественного освещения.
10 Есть ли окна?
Окна впускают дневной свет. Дневной свет можно сравнить большим голубым неуправляемым монстром. Откуда он може проникнуть?
11 Присутствует ли какое-нибудь окружающее освещение?
Не только дневной свет, но и любые другие не удаляемые и не контролируемые источники света должны быть учтены при планировании освещения.
12 Каким будет тип съемки ? «ночь днем» или «день ночью»? Выражение «ночь днем» подразумевает съемку ночной сцены в дневное время. Ночью распределение света различно, а такие вещи, как уличные фонари или автомобильные фары приобре-тают существенное значение. Камера будет нуждаться в специ-альных приспособлениях, например, в светофильтрах. Съемка типа «день ночью» несколько проще. Поскольку дневное вре-мя характерно большим количеством света, рассеянного по-всюду, ночная съемка дневной сцены (иногда важная из-за oг-раниченных возможностей выступить по телевидению того или иного гостя студии) предопределяет необходимость моря света на всей видимой сцене. Такое дорогое удовольствие доступно далеко не всем студиям!
13 В какое время года производится съемка ?
Подумайте о том, чем отличается солнечный день в декабре от солнечного дня в июле. Какой бы из них предпочел режиссер? Какими будут условия съемки?
Вопросы общего характера
14 Насколько велика мизансцена?
Размеры пространства, которое должна охватить камера, в решающей степени определяют количество фонарей, которое должно быть задействовано, или их мощность. Понятно, что для освещения футбольного поля требуется намного больше фонарей, чем для кофейного столика.
15 Сколько денег может быть потрачено?
Как это бывает, желания не всегда совпадают с возможностями. Вот почему важно знать лимиты, отпущенные на организацию освещения. Это поможет вам в качестве художника по свету наиболее разумно израсходовать выделенные деньги.
16 Сколько будет сцен, и чем они различаются? Возвращение к проблеме планирования с точки зрения лучшего применения выделенных средств. Фонари, которые могут быть использованы для освещения разных сцен, считаются экономически эффективными.
17 Когда имеет место воображаемая сцена?
Если герой целует героиню во время ланча, а получает пощечину в сумерках, то это называется накладками освещения!
18 Где это имеет место?
Если герой целует героиню в подвале для хранения угля, а получает пощечину в гостиной, то это тоже называется накладками освещения!
19 Какое освещение предполагается для сцены?
Какой свет, по-вашему, должен быть в подвале для хранения угля, в гостиной, в замке с призраком или на берегу моря?
20 Сколько будет действующих лиц?
Чтобы производить наилучший эффект, каждый исполнитель должен быть постоянно и правильно освещен. Чем больше на сцене действующих лиц, тем сложнее процесс составления схемы освещения, которая должна охватывать всех исполнителей в течение продолжительного времени съемки!
21 Куда они передвигаются по сцене?
Очень просто планировать освещение неподвижного исполнителя. Когда же действующие лица начинают двигаться, возникает проблема сохранения постоянства освещения.
11. Подготовка плана освещения
133
22 Какие позиции планируются для камеры ?
Это особенно важно при съемке несколькими камерами, поскольку в этом случае приходится беспокоиться не об одной, а о большем числе камер. Однако даже при съемке одной камерой различные ее положения должны казаться (после совместного монтажа отснятого материала) неизменными. Правильный план организации освещения для всех возможных положений камеры может быть подготовлен только после их тщательного изучения.
23 Как будет производиться запись звука?
Вопросы, относящиеся к звуку, остались за рамками данной книги.
Этой теме посвящена другая работа «Основы звукозаписи на телевидении». Однако вы должны иметь представление о расположении любых головных и журавельных микрофонов. Здесь обычные проблемы освещения заключаются в том, что эти микрофоны, оказывающиеся в луче фонаря, отбрасывают нежелательные тени на фрагменты декорации или, что еще хуже, на лица исполнителей или гостей студии.
24 Является ли положение камеры фиксированным ?
Очень легко составить схему идеального освещения сцены перед неподвижной камерой, однако если камера в процессе съемки будет менять свое положение, осветительная аппаратура должна быть эффективной при всех возможных углах съемки. Помните, что при использовании одной камеры вы должны составить схему освещения не только для текущей работы, но и для всех других съемок в рамках одной программы. Это объясняется тем, что весь отснятый материал окажется по соседству в результате монтажа окончательного варианта передачи.
25 Есть ли опасность возникновения пожара?
Фонари являются мощными электрическими источниками не только света, но и тепла. Кроме того, при срабатывании выключателей может возникать опасное искрение, поэтому, планируя освещение, вы должны отдавать себе отчет в том, что на съемочной площадке всегда присутствует риск возникновения пожара. Помните также и о том, что работающие фонари излучают большое количество тепловой энергии. Вот почему во избежание повреждения объектов съемки или травмирования участвующих в ней людей осветительная аппаратура должна устанавливаться на безопасном от них расстоянии. 26 С какой конкретной целью применяются фонари ? для обычного освещения, для придания сцене особой атмосферы или для создания необычных световых эффектов?
Существует различная шкала требований к бригаде осветителей, например, режиссер может сказать: «Только обеспечьте мне хорошие условия для съемки», «Я хочу, чтобы это выглядело, как в зимнее утро» или «Бой барабанов должен сопровождаться красными отблесками на фигуре солиста».
27 Как долго мы можем заниматься подготовкой осветительной аппаратуры ?
Здесь действует закон типа « бутерброд всегда падает на ковер маслом вниз», смысл которого в том, что организация освещения отнимает большее время, чем то, которое режиссер отводит на эту работу. Имея в виду время, которое было предусмотрено режиссером в его графике съемок на подготовку освещения, вы по крайней мере можете оценить масштаб амбициозности того, чего вам нужно достичь.
28 Будут ли применяться «утилитарные» фонари? «Утилитарными» называют фонари, являющиеся частью декорации, например, ими могут быть настольные лампы или автомобильные фары. Очень часто такие утилитарные фонари используются в качестве дополнительных осветительных приборов в общем плане организации освещения (иногда с более мощными лампами).
29 Каково должно быть визуальное восприятие программы? Очевидно, что визуальное восприятие информационной программы, эстрадного шоу или трагедии должно быть различным. Это обстоятельство предопределяет различные стили освещения, которые будут использоваться в этих случаях.
30 Какие будут использоваться камеры?
Камеры могут отличаться друг от друга как спектральными характеристиками, так и воспринимаемыми диапазонами контрастности. Вот почему нужно также знать, под какую камеру вы организуете освещение.
Осмысление ситуации в середине процесса планирования освещения будет различным в зависимости от характера программы и от индивидуальности того художника по свету, которому поручается эта работа. Следовательно, не так просто дать полезные рекомендации, которые подходили бы к каждому случаю. На этой стадии планирования решающее значение приобретают ваши творческие способности и умение решать возникающие проблемы!
Заключительная стадия этапа планирования освещения также в определенной степени зависит от индивидуального подхода, однако вы можете найти полезным использование различных схем и диаграмм, которые помогут лучше организовать ваши идеи. Поэтому мы потратим немного времени, чтобы дать вам общее представление о том, что такое план или схема ос-
вещения
Cчитая с верху вниз:
1.Прожектор с линзой Френеля
2.Безлинзовый осветительный прибор
3.Фонарь заливающего света
4.Прожектор бокового освещения
5. Фонарь круговой панорамы или ряд напольных фонарей
Рис.11.1. Условные обозначения осветительных фонарей различного типа.
Основой для этого является поэтажный план съемочных площадок. Для студии такие планы, возможно, уже существуют. Их очень просто модифицировать таким образом, чтобы показать, где должны быть установлены ваши фонари. Каждый тип фонаря должен иметь свое собственное условное обозначение (рис. 11.1), с тем чтобы вы могли их различать на вашей схеме освещения, на которой вам нужно показать места их установки.
Чтобы сделать это надлежащим образом, полезно вычертить укрупненный план, показывающий неподвижные элементы декорации и, если возможно, отметить на нем положения любого микрофона и напольного монитора, которые могут отбрасывать тень на те или иные фрагменты декорации. Будет разумно сделать несколько копий этого плана, с тем чтобы вы могли рисовать на них различные перемещения исполнителя и соответствующие позиции камер. Простой пример такого плана показан на рис. 11.2.
Рис. 11.2. Укрупненный план студии.
Теоретически все эти перемещения могут быть показаны на одном плане, однако в этом случае может возникнуть большая неразбериха, если они будут сложными. Поэтому поэтапное нанесение маршрутов этих перемещений на план сделает его понимание более простым.
Теперь на отдельных листах вы можете тщательно выстроить план освещения, начиная с положений исполнителя и камер, затем последовательно вводя в них места установки высвечивающих и заполняющих фонарей, источников задней подсветки и дополнительных светильников. Полезно также указать номера как розеток, так и фонарей, чтобы можно было легко найти нужный регулятор освещения. Можно приобрести специпльные трафареты, которые упростят нанесение на план условных обозначений или символов фонарей различного типа.
Стрелки, отходящие от символов, указывают направления^ которых развернуты обозначенные ими фонари. Типичная схема такого рода показана на 11,3
Рис. 11.3. Укрупненный план студии с фонарями и направлениями, в которых они развернуты, показанными стрелками.
Таким же образом составляется схема освещения для выездной съемки, однако на этот раз вам нужно не только иметь базовый план интерьера помещения, но и знать расположение окон, лучше с указанием направления льющегося из них света. Это поможет вам решить стратегическую задачу, каким образом этот свет может использоваться и контролироваться.
На этом плане вы должны указать места, где находятся розетки электрического питания, которыми вы будете пользоваться. Это поможет правильно подобрать кабели-удлинители, которые вам понадобятся на месте съемки. Вы можете указать двери, а также расположение и цвет стен, что позволит вам предусмотреть влияние этих факторов на отраженный от них свет ваших фонарей. Базовый план помещения, где производится натурная съемка, показан на рис. 11.4.
Напомним об удобстве наличия нескольких копий такого плана, позволяющих вам наносить на них все изменения в схеме освещения, которые потребуются при подготовке и отладке съемочного процесса.
Рис. 11.4. Базовый план помещения натурной съемки.