Типы осветительной аппаратуры
Источники света, которые используются при съемке кино- или телекамерой, именуют по-разному, однако более предпочтительными названиями являются: студийный светильник, осветительный прибор или фонарь.
Осветительный фонарь (рис. 4.1) состоит из металлического корпуса или кожуха, охватывающего лампу, рефлектора (отражателя) для направления света вперед от источника света и, возможно, линзы для формирования луча света нужной формы. Фонари должны обязательно иметь защитное стекло любой формы или проволочную сетку для защиты участников съемки от ранения в случае взрыва лампы, играющей роль источника света. Этот металлический кожух может иметь опоры различного вида, позволяющие наклонять фонарь или направлять его вниз, закреплять на штативе или подвешивать к осветительной консоли с
Рис. 4.1. Устройство типичного
осветительного фонаря
Высвечивающий & Заливающий свет
Рис. 4.2. Угол раствора луча типичного заливающего и высвечивающего света. Для первого характерен угол величиной между 40 и 90° (обычно 60°), а для второго ? между 20 и 30° (в особых случаях меньше 10°).
обеспечением адекватной вентиляции, предотвращающей перегрев источника света. Для этой цели могут применяться как принудительное охлаждение с помощью различных средств, так и естественное охлаждение, для чего служат прорези в корпусе фонаря, позволяющие окружающему воздуху циркулировать вокруг лампы.
Различные комбинации конфигураций кожухов, рефлекторов и линз позволяют получить широкий ассортимент осветительной аппаратуры. Осветительный прибор каждого типа разрабатывается для конкретной цели и используется соответствующим образом. Поэтому недостаточно описать осветительный фонарь как прожектор заливающего или высвечивающего света.
Термин «заливающий свет» используется при описании ширины пучка света, который создает осветительный фонарь (рис. 4.2). Обычно угол раствора составляет около 60°, но может варьировать от 40 до 90°.
Термин « высвечивающий свет» также применяется для описания ширины луча, однако гораздо более узкого. Обычные углы раствора такого пучка составляют от 20 до 30°, однако существуют осветительные устройства с углами раствора пучка света менее 10°. Аппаратура заливающего света обычно располагается ближе к объекту съемки, чем осветительные фонари высвечивающего света, что является примером практического применения закона обратных квадратов, с которым вы познакомились выше. Заливающее освещение получают, применяя пучок с более широким углом раствора луча. Такой свет рассеивается быстрее, чем высвечивающий свет тонкого луча. Это значит, что сила света, падающего на объект, будет значитель-
но меньшей при резком уменьшении расстояния от источника
света до места съемки. Для того чтобы обеспечить обоснованный баланс между подходящей освещенностью и нормальной мощностью лампы, расстояние от источника света до объекта съемки должно быть уменьшено. На основании все того же закона обратных квадратов очевидно, что фонарь, дающий узконаправленный луч с небольшим углом раствора, направляет больше света на участок меньшей площади или как бы высвечивает его, поэтому такой фонарь может быть установлен подальше от освещаемого им объекта. Конечно, отдача фонаря узконаправленного света может управляться с помощью регулятора освещенности. Проблема здесь заключается в том (если вы не забыли о цветовой температуре, то вспомните), что уменьшение светоотдачи приведет к снижению цветовой температуры и возможной необходимости в применении корректирующего светофильтра, который сам будет ограничивать светоотдачу лампы! Как вы видите, лучше немного знать физику света, чем тратить время на эксперименты с расстояниями, уровнями освещения и светофильтрами, пока остальная команда забавляется, наблюдая за вашими усилиями.
Прежде чем мы двинемся дальше, заслуживает особого внимание рассмотрение очень важной функции осветительного фонаря. В целом мысль заключается в необходимости обеспечения надлежащего уровня освещения и качества цвета направляемого на объект света для того, чтобы сцена выглядела максимально естественной.
Решение этой проблемы будет включать выбор типа осветительного фонаря, который должен быть использован для выполнения поставленной задачи.
Место расположения осветительного фонаря должно быть определено заранее. В студии это почти неизбежно будет означать его установку на значительной высоте над объектом съемки. Устройства крепления, которые применяются в этом случае, будут рассмотрены позже. При выборе места расположения источника освещения и его типа может возникнуть ряд проблем, которые будут рассмотрены отдельно.
Когда вопрос об осветительном фонаре будет закрыт, останется проблема его ориентации и угла раствора луча. Есть возможность определиться с источником света, используя различные способы регулировки. Простейшим из них является использование в качестве опоры подвесной полки, положение которой может регулироваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях осветителем, но для этого он должен подняться к фонарю. В это же время, т. е. находясь у фонаря, осветитель может выполнить регулировку размера луча или произвести его
фокусировку.
Еще более простой и быстрый способ заключается в применении «управляемой стойки». Используя этот тип опоры, все регулировки фонаря, включая угол раствора луча, его размер вид и фокус, можно производить с уровня пола без применения лестниц, что делает данный способ более безопасным.
Более дорогой способ приемлем для студий с более высоким бюджетом. Любые регулировки высоты, угла, размера луча, фокуса и цвета освещения могут быть механизированы и управляться с помощью компьютера. Такой компьютер часто является частью пульта управления, который позволяет выполнять все регулировки, данные о которых применительно к ряду осветительных фонарей сохраняются в базе данных и могут быть вызваны в зависимости от условий на съемочной площадке. Дистанционное управление очень часто используется для выполнения регулировок с уровня пола студии. Данные по этим регулировкам затем загружаются в базу данных главного пульта управления освещенности.Внедрение этой передовой технологии послужило толчком к разработке целого ряда осветительных приборов нового поколения, которые позволяют согласовать движение и цвет луча света с музыкой. Благодаря применению этих достижений вся световая партитура может меняться вслед за изменением мелодии музыки.
В рамках этой «базовой» книги у нас нет возможности остановиться на каждом образце осветительной аппаратуры, поставляемой ее изготовителями на рынок. Все что мы попытаемся сделать, это познакомить вас с принципами работы основных типов существующих фонарей и с действиями бригады осветителей.