Если нет обратной перемотки кинопленки
Для многих комбинированных кадров необходима повторная киносъемка (двойная экспозиция) на одном и том же отрезке пленки. Если кинокамера позволяет обратную перемотку пленки и снабжена счетчиком кадров, — сделать это очень просто.
Но как быть, если кинокамера не снабжена устройством обратной перемотки и счетчиком? Можно ли такой камерой снять, допустим, кадр с изобретателями в их лаборатории, о котором говорилось выше? Можно.
Для этого нужно перед съемкой первой экспозиции (например, изобретатели на черном фоне) сделать иголкой три-четыре отверстия на самом первом кадрике — на том, который стоит в фильмовом канале против кадрового окна, и снять первую экспозицию. Ваш помощник должен с секундомером в руках точно засечь длительность этого кадра.
Затем в перезарядном мешке вынуть пленку из фильмового канала и, отматывая ее назад, на ощупь найти проколы и снова вложить пленку этим местом против кадрового окна фильмового канала.
Снять вторую экспозицию (в нашем примере — крупно «внутренности» радиолампы) столько же секунд, сколько снималась первая.
Потом при монтаже кусочек пленки с проколами удаляют.
«МИРАЖ В ПУСТЫНЕ»
Для съемки миража, оказывается, совсем не обязательно совершать далекие и сложные путешествия. И мираж и пустыню можно создать у себя во дворе или в помещении.
Рис. 34. «Мираж в пустыне»
Сначала «сделайте пустыню». Для этого понадобится листовое железо длиной примерно 1,5 м и шириной 60 — 80 см, по возможности тонкое. Положите этот лист на несколько кирпичей и насыпьте на него чистого мелкого песка. С помощью вентилятора можно создать на поверхности листа волны, похожие на настоящие барханы. Под лист поставьте две-три электрические плитки или другие нагревательные приборы. На уровне горизонта этой пустыни, на некотором расстоянии от нее укрепите вертикально рисунок (или большую фотографию оазиса, пальм, колодца и т. д., рис. 34).
После того как электрические плитки нагреют песок до нужной температуры, вы увидите, как «далекий оазис» постепенно утратит четкие контуры, они начнут колебаться, будто отражение в медленных волнах, — эффект «миража в пустыне» будет полным.
«СИМПЛИФИЛЬМ»
Предлагаемый способ комбинированной киносъемки может быть с особым успехом использован кинолюбителями, поскольку не требует сложных технических приспособлений.
Речь идет о перспективном совмещении натуры с фотографией, это способ комбинированной съемки, который в зарубежной кинолитературе имеет свое название — «симшш-фильм».
Перед кинокамерой на устойчивой подставке крепится чистый кусок обыкновенного стекла размером, например, 40 х 60 см. Расстояние от стекла до камеры должно быть таким, чтобы площадь стекла чуть превышала поле изображения, получаемого данным объективом. Или, другими словами, смотря в визир, вы не должны видеть краев стекла, — они будут немного за кадром. На стекло наклеивают вырезанную фотографию какого-либо здания, строения, части пейзажа или других объектов, которыми нужно дополнить снимаемую реальную сиену.
Фотография может изображать как передний план сцены (рис. 35), так и быть дополнительным элементом его фона (рис. 36). Во втором случае нужно строго следить, чтобы люди не заходили за фотографию, иначе комбинированный кадр будет сразу же разоблачен зрителями. Для точного совмещения фотографии с натурой и правильного определения дозволенного движения людей в кадре необходима кинокамера с прямым визированием через объектив.
Следите за тем, чтобы на фотографии и реальной натуре было выдержано единое направление освещения.
Иногда солнечного освещения может быть недостаточно для фотографии (например, при боковом или контровом положении солнца). Тогда фотографию нужно подсветить отражателем.
Для достижения такой глубины резкости, чтобы и фотография и натура за ней получились резкими, лучше пользоваться короткофокусными объективами.
Фотографии, используемые для такого рода съемок, должны быть высокого качества, предельно резкими, напечатанными на контрастной бумаге, без малейших технических погрешностей.
«Симплифильм» позволяет с весьма простыми техническими приспособлениями создавать не только реальную, но и необычную экзотическую обстановку, в которой действуют герои фильма.
Рис. 35. Съемка по способу «симплифильм»
Рис. 36. Фотография — дополнительный тлемеш фона