Использование поляризационных светофильтров
О применении поляризационных светофильтров хотелось бы рассказать подробнее, так как большинство кинолюбителей все еще слишком робко и ограниченно пользуются ими, а чаще всего вообще игнорируют их. И напрасно, с помощью поляроидов (так для краткости называют поляризационные светофильтры) можно добиваться эффектов, недоступных другим способам съемки.
Кроме того, простота пользования поляроидами такова, что уже после первых проб и опытов кинолюбитель может спокойно и уверенно получать заранее задуманные эффекты — технические и художественные — не только в черно-белых, но и цветных фильмах.
Как известно, поляроид главным образом служит для смягчения или полного уничтожения ярких бликов на различных неметаллических поверхностях: на воде, стекле. пластмассовых изделиях, полированном дереве, лаковом покрытии автомашин и т. д.
К сожалению, этим чаще всего и ограничиваются кинолюбители, используя поляризационный светофильтр. Приведем несколько примеров, которые показывают, что возможности этого оптического прибора в создании различных эффектов более широкие.
Для съемки с поляроидом нужно вначале установить кинокамеру относительно отражающей поверхности под углом полной поляризации, а затем, поворачивая поляроид перед объективом камеры, найти такое его положение, при котором результат получается наилучшим (рис. 6). Все это делается просто и довольно быстро — ведь, наблюдая изображение в визире камеры, вы легко найдете нужный наклон камеры и требуемый поворот поляроида.
Рис 6. Поляризационный светофильтр
Но даже если ваша кинокамера не имеет прямого визирования через объектив, то и это не намного усложняет дело: нужно смотреть на объект съемки через поляроид, причем так, чтобы ваш глаз был по возможности ближе к объективу камеры и наблюдал объект съемки под тем же углом, что и объектив киноаппарата. Затем поворотом светофильтра вокруг своей оси достигают необходимого эффекта и в таком положении укрепляют поляроид на объективе камеры.
Так частично или целиком устраняют нежелательные блики на зеркальных поверхностях.
Поляроиды очень удобны, когда нужно на изображении ослабить яркость неба. Степень этого ослабления легко регулировать. Характерно, что даже при значительном изменении яркости неба почти совсем не изменяется яркость липа человека, снятого в этом же кадре. Объясняется это тем, что, как уже было сказано, свет, рассеянный в атмосфере, частично поляризуется и его можно ослабить поляроидом, а солнечный свет, отраженный от лица человека, не поляризован, — вот почему на него поляроид почти не подействует. Такая особенность этих светофильтров позволяет получать исключительно эффектные кадры, когда небо, как говорят, на глазах зрителей превращается из светлого и спокойного в грозовое, темное и тревожное, и наоборот.
При поворотах светофильтра в его оправе никаких поправок в экспозиции делать не следует. Но, принимая во внимание плотность всех поляроидов, при их использовании нужно приблизительно в четыре-шесть раз увеличить экспозицию (т. е. открыть диафрагму на два — два с половиной деления). Более точно определяется кратность поляроида пробой. Кратность остается неизменной для любых типов пленок.
Самые лучшие результаты дает поляроид, когда солнце находится справа или слева от оператора (боковое освещение}. И наоборот, поляроид не изменит яркости неба, если солнце светит из-за спины оператора или при контровом освещении. Эффективность действия поляроида зависит также и от состояния атмосферы: при чистом голубом небе его результаты самые лучшие; при незначительной облачности в виде белых прозрачных тучек, которые закрывают все небо (но сквозь них хорошо виден солнечный диск), эффективность поляроида значительно уменьшается. И уже совсем его действие не ощущается в пасмурную погоду, когда небо закрыто толстым слоем облаков.
При киносъемке с поляроидом на черно-белой пленке небо получает какую-то особую глубину, а на цветной пленке — становится более насыщенным, серовато-голубым, с хорошо проработанными, рельефными облаками.
Можно пользоваться поляризационным светофильтром ПФ-26 для кинокамер «Кварц» и «Кварц-2». Кроме того, есть два типа поляроидов для фотоаппаратов: ПФ-36, диаметр которого 25 мм, и ПФ-42 с диаметром 36 мм. Соответственно диаметру оправы вашего объектива можно приобрести тот или иной поляроид, но оправу почти во всех случаях придется подгонять. Если для кинолюбителя это сложно, можно, как исключение, во время киносъемок держать поляроид пальцами, прижав его к объективу камеры.
Когда вы снимаете объект, находящийся за стеклом витрины магазина, не замеряйте его яркость от кинокамеры, так как на экспонометр будут действовать блики на стекле, которые во время съемки будут устранены с помощью поляроида. В таких случаях целесообразнее замерять освещенность объекта (падающий на него свет).
Если у вас есть два поляризационных светофильтра, вы можете получать хорошие «затемнения» и «высветления». Для этого нужно закрепить светофильтры на объективе камеры так, чтобы их легко было поворачивать. Тогда можно по своему желанию ослаблять световой поток вплоть до его полного гашения, повернув один светофильтр по отношению к другому на 90°. Таким образом, за один полный оборот дважды произойдет максимальное уменьшение света. При подборе двух светофильтров следите, чтобы максимальное и минимальное затемнение распределялось бы равномерно по всему полю светофильтров.
Кроме затемнения и высветления, двумя поляроидами можно пользоваться и как нейтрально-серыми светофильтрами переменной плотности в тех случаях, когда объект съемки слишком яркий, а относительного отверстия объектива (1:11 или даже 1:16) недостаточно.
Бывает и так: на натуре возникает необходимость уменьшить глубину резкости изображения, допустим, сделать резким лицо человека, а фон за ним — нерезким (помните, мы уже говорили ранее о том, что это усиливает пластичность и глубину изображения).
Поставив светофильтр на желаемую кратность притемнения, можем снимать при диафрагме 4 или 2,8 и получать желаемый эффект.
Чтобы легко определить во время съемки необходимую кратность спаренных поляроидов, сначала следует направить их на яркий источник света и, поворачивая только один фильтр, определить с помощью экспонометра несколько кратных положений фильтра между минимальным и максимальным гашением света. Зафиксируйте эти положения отметками на оправе фильтров и напишите — 4, 8, 16, что во время съемки сразу поможет быстро установить нужную кратность поляроидов.
Например, экспонометр показывает, что для нормальной экспозиции данного объекта диафрагма должна быть 11, но вы хотите избавиться от излишней глубины резкости и поэтому избрали диафрагму 4. Поскольку при этой диафрагме через объектив пройдет света в восемь раз больше, чем при диафрагме 11, нужно поставить кратность поляроидов на отметку «8».
Помните, что при работе с поляроидами мы добавляем к объективу еще новые оптические плоскости, от которых может отражаться свет и давать на кинопленке нежелательные блики и рефлексы. Вот почему необходимо всегда пользоваться солнечной блендой, которую надевают на поляроид (а не наоборот!).
Содержите поляроид в такой же чистоте, как и объектив, берите его только за оправу, а не за стекла, храните от пыли и грязи. Лучше хранить поляроид (впрочем, как и любые другие светофильтры) в пластмассовой или металлической коробочке, а не в кожаном футляре, так как при частом вынимании и вкладывании стекла светофильтров могут получить потертости и даже царапины.
ЭФФЕКТНЫЕ КАДРЫ С ПОЛЯРОИДОМ НА ЦВЕТНОЙ КИНОПЛЕНКЕ
Важная особенность поляризационного светофильтра — это то, что он может уменьшать яркость голубого неба, но при этом белые облака остаются светлыми (свет, отраженный от облаков не поляризуется) и особенно четко прорабатываются в изображении.
Поляроидами устраняют также излишне холодный, синеватый тон травы и листьев деревьев, который они приобретают в тени. И тогда эти затененные и обычно «едкие» по цвету места приобретают приятный зеленый оттенок.
Снимая с поляроидом водную поверхность, можно найти такой угол зрения камеры, что на изображении эта часть водоема будет совершенно «осушена» — вода исчезнет, водоросли будут казаться растущими на суше, а рыбы — плавающими в воздухе. Такие необычные кадры могут пригодиться в эпизодах снов или фантастических фильмов.
Полезным может оказаться поляроид и при съемке на цветную пленку натюрморта. И здесь можно регулировать насыщенность и яркость цветов, а также контраст изображения.
Необычные эффекты можно получить комбинацией поляроида с обычным целлофаном (хотя бы тем, в который упаковывают некоторые сорта сигарет).
Причем выбирать целлофан нужно ровный, немятый, без утолщенных продольных полос, поскольку поляризованный свет, проникая сквозь них, делает эти полосы заметными на экране. Целлофановый листок нужно закрепить перед поляроидом (т. е. со стороны предмета съемки) так, чтобы их можно было поворачивать одновременно. Если посмотреть через этот комбинированный светофильтр на какую-нибудь блестящую поверхность (кроме металлической), то можно увидеть, что при вращении светофильтра рефлексы и блики начнут окрашиваться в различные цвела. Особенно хорошо это заметно в окнах, где отражается небо. И хотя само небо будет изменять свою окраску слабее, все же при разных поворотах светофильтра и ему можно также придать более интенсивную голубизну или приятный розоватый, зеленоватый или даже желтоватый оттенок.
Если вы хотите усилить яркость окраски, возьмите два листика целлофана. Это, правда, снизит резкость изображения, но, как показывает опыт, не обязательно стремиться к чрезмерной резкости предметов, когда нужно так ощутимо изменить их естественную окраску, придав им несколько условный вид.
* * *
И уже совсем фантастические краски и невиданные их сочетания можно получить, если целлофановый листок положить между двумя поляроидами. При поворотах одного из них получите яркие спектральные цвета. Но тут особенно ощутимы полосы на целлофане, поэтому необходимо поляроиды с целлофаном устанавливать как можно ближе к объективу — линии будут заметны меньше.Подобные комбинации не исчерпывают всех возможностей использования поляроидов в сочетании с целлофаном.
Возможно, вам удастся найти материал лучший, чем целлофан, который еще более расширит возможность применения поляроидов. Этот вопрос еще мало разработан и заслуживает большего внимания, в частности со стороны кинолюбителей.