Из практики - для практики

    

Киносъемка интерьера


В СЛОЖНЫХ СВЕТОВЫХ УСЛОВИЯХ

Если нужно снять общий план внутри большого помеще­ния, а осветительной аппаратуры недостаточно, то можно воспользоваться таким приемом: объект съемки делят на две половины, а затем каждую из них освещают и снимают отдельно.

Делают это так. Во-первых, съемочная камера должна обязательно иметь устройство для обратной перемотки пленки (хотя бы на длину снятого кадра); во-вторых, жела­тельно, чтобы на кинокамере можно было установить ком­пендиум (устройство, на котором крепятся фильтры, шторка и т. д.).

На компендиуме укрепляют деревянную рамку на рас­стоянии 25 — 30 см при съемке на 16-мм пленку и на расстоя­нии 15 — 20 см при съемке на 8-мм пленку. Если нет компен­диума, рамку можно закрепить на втором штативе или дру­гой устойчивой подставке. К рамке прикрепляют лист черной бумаги (из которой делают конверты для фотобумаги) так, чтобы целиком закрыть рамку. Разрезают черную бумагу лезвием бритвы на две половины. Когда будет точно уста­новлена композиция кадра, кинокамеру надежно укрепляют на устойчивом штативе и закрывают рамку наполовину одной частью разрезанного черного листа (рис. 16, А).

Затем смотрят в визир камеры и ставят осветительные приборы так, чтобы их свет был направлен на видимую в кадре часть объекта. Снимают кадр необходимой длины, причем фиксируют по счетчику начало и конец снятого кадра. Отматывают пленку назад (при закрытом объективе!). Затем прикладывают вторую половину черной бумаги к первой так, чтобы закрыть уже снятую часть объекта. Делать это нужно очень тщательно: между двумя половинами бумаги не должно быть ни малейшей щели, и эти половины не долж­ны перекрывать друг друга даже .на миллиметр.

После того как закреплена вторая половина бумаги, открывают первую. Теперь в кадре будет уже другая, еще не снятая часть объекта, которую нужно осветить. После того как будет закончена подготовительная работа по освещению, можно снимать.

Если все было сделано правильно и тщательно, на экране вы не увидите никакой границы, которая бы делила кадр на две половины.


Чтобы достичь этого, необходимо четкое выполнение таких условий:

направление рисующего света сохранить единым для обеих половин кадра;

после съемки первой половины кадра нельзя изменять диафрагму или фокусирование;

в обеих половинах кадра могут находиться люди, но им переходить из одной половины в другую нельзя, поскольку при переходе «границы» своей половины человек сразу же исчезнет с экрана;



Рис. 16. Кашпрование кадра на две половины

после проведенных работ со сменой бумажных каше на рамке и обратной перемотки пленки кинокамера не должна сместиться с первоначального положения. Это достигается использованием устойчивого штатива;

на черную бумагу (в рамке) не должен падать свет, так как изображение на экране станет менее контрастным. Поэтому обязательно делают защитный козырек из картона (рис. 16, Б), который кладут узким концом на камеру, а широким на дере­вянную рамку. Можно также просто накрыть камеру и рамку куском темной ткани. Чтобы она не провисала и не перекры­вала объектив, под нее можно положить (от камеры до верхнего ребра рамки) полоску фанеры, пару деревянных реечек и т. п.

Способ съемки с помощью каширования кадра на две части имеет еще одно немаловажное преимущество: он дает возможность свободнее маневрировать осветительными при­борами, размещать их в ранее недоступных местах, а значит, и создавать более интересный световой рисунок изображения. На рис. 16, В пунктирными линиями показано примерное расположение четырех осветительных приборов при обычной (без каше) съемке предлагаемого объекта внутри помещения. По-видимому, такое их расположение оправдано желанием создать необходимую освещенность на большой площади снимаемого объекта. И поскольку осветительных приборов мало, оператору пришлось придвинуть их по возможности ближе к предметам и актерам (только так, чтобы приборы не попадали в кадр).

Создать интересный светотеневой рисунок изображения в таких условиях очень сложно. Нельзя, например, использо­вать заднебоковой бликующий свет, так как осветительный прибор будет виден в кадре.Нельзя освещать отдельно объ­екты переднего плана и фон и т. д. При съемке с каше те же четыре осветительных прибора могут быть использованы, например, как на рис. 16, В, где 7 — прибор заполняющего света, 2 — рисующего, 3 — фонового, 4 — моделирующего.

Такое расположение осветительных приборов создаст более объемное, пластичное изображение со сбалансирован­ным распределением света по всей глубине кадра.

 


Содержание раздела