Киносъемка трансфокатором
Кому довелось снимать кинокамерой, снабженной трансфокатором, мог убедиться в преимуществах этого объектива по сравнению с обычными. Это, во-первых, более быстрая и точная установка необходимой крупности плана, композиции кадра (что особенно ценно при хроникальных съемках) и. во-вторых, возможность, не сходя с места, снимать «наезды» и «отъезды».
Всегда ли правильно пользуются этим приемом кинолюбители? Легкость и простота выполнения «наезда» и «отъезда» с помощью трансфокатора нередко приводит к искушению делать это чуть ли не в каждом кадре. Не говоря уже об излишней трате кинопленки, чрезмерное увлечение этим приемом очень скоро приедается зрителям и просто мешает сосредоточиться на содержании кадров.
Опыт профессионального кино подсказывает, что на одна часть фильма (примерно 10 мин демонстрирования) не следует применять трансфокаторные приближения и удаления более пяти-шести раз. Нередко ошибочно считают, что трансфокатор полностью воспроизводит впечатление «наезда» или «отъезда», которое прежде (до изобретения трансфокатора) осуществлялось приближением к объекту съемки или удалением от него съемочной кинокамеры.
При приближении кинокамеры к объекту (например, когда кинокамера стоит на операторской тележке, движущейся автомашине и т. д.) у зрителей возникает ощущение приближения к предмету съемки, а при «наезде» с помощью трансфокатора кажется, что объект съемки движется к зрителю.
Обратите на это внимание при просмотрах фильмов и вы, несомненно, ощутите эту разницу. Причину такого различия нетрудно понять. При «наезде» кинокамерой, установленной, допустим, на тележке, по мере ее движения в поле зрения объектива попадают все новые и новые объекты, которых мы ранее не могли видеть, поскольку они перекрывали друт друга. Это создает объемность, стереоскопичность изображения. При использовании трансфокатора камера стоит на месте и поэтому отсутствуют упомянутые выше условия для возникновения глубины, стереоскопичности.
Кроме того, при действительном «наезде» ( на тележке, автомашине) на изображении увеличиваются только предметы, находящиеся вблизи камеры, в то время как объекты дальнего плана либо совсем остаются без изменения, либо увеличиваются незначительно.
При «наезде» трансфокатором увеличиваются в своих размерах на изображении не только переднепланные, но и дальние предметы. Вот почему эффект этот очень схож с наездом на плоскую фотографию. И все же есть простой прием, помогающий ослабить впечатление плоскостности изображения — этого специфического недостатка трансфокатора при «наездах» и «отъездах». Нужно, чтобы одновременно с «наездом» или «отъездом» камера панорамировала по объекту, если он статичный, или следила за движущимся объектом. Например, вы снимаете лыжника, прыгающего с трамплина. Съемочная камера находится примерно против того места, где лыжник отрывается от трамплина и начинает полет.
Когда спортсмен еще со старта начинает двигаться вниз, возьмите ei о максимально крупным планом (рис. 1,А). Постепенно, с приближением лыжника и в момент его отрыва от трамплина переведите рукоятку трансфокатора до общего плана (рис. 7. В), а затем, когда спортсмен коснется снега, удаляясь от вас, снова «наезжайте» на него, укрупняя объект съемки все более и более (рис. 7, В).
Такое смешение действия трансфокатора с панорамированием за движущимся объектом создает интересное и глубинное экранное изображение. А как быть при киносъемке неподвижных объектов, например архитектурного ансамбля? И здесь можно достичь хорошего эффекта, применив тот же принцип. Допустим, кадр начинается общим планом части городской площади. Затем, панорамируя по зданиям, одновременно делаем плавный «наезд» трансфокатором и заканчиваем этот кадр крупным планом башенных часов, скульптуры, лепного украшения на строении и т. д. (рис. 8).
Рис. 7. Киносъемка трансфокатором движущегося объекта
Рис. 8.
Киносъемка трансфокатором неподвижного объекта
Не забывайте, что при «наезде», когда фокусное расстояние трансфокатора увеличивается, скорость панорамирования необходимо уменьшить — иначе изображение будет смазанным. Приведем еще несколько советов, которые помогут сделать более качественным изображение, снятое трансфокатором.
При малейшей возможности снимайте со штатива — нет ничего более неприятного, чем скачущее, подергивающееся изображение на экране. Если нет штатива, найдите подходящую опору — палку, забор, дерево, угол дома.
Перед съемкой отрепетируйте «наезд» или «отъезд» — в начале и конце кадра изображение должно быть хорошо, точно скомпоновано. Нажимайте на пусковую кнопку камеры за 1,5 — 2 с до начала «наезда» или «отъезда» — это даст зрителю возможность рассмотреть и понять содержание кадра до того, как композиция его начнет изменяться. Особенно важно это при «наезде» с общего плана на крупный. Не делайте рывков при вращении рукоятки трансфокатора — «наезды» и «отъезды» должны выполняться плавно, единым ровным движением руки (чуть-чуть сбавляя скорость вращения рукоятки к концу «наезда»).
Заканчивайте движение рукоятки трансфокатора осторожно — это сохранит плавность «наезда» до его остановки, и тогда в коние движения не будет впечатления толчка. Следите, чтобы в конпе «наезда» не дернулась и сама камера (если она не закреплена на штативе). При «наезде» или при «отъезде» транс фока т ор о м фокусное расстояние устанавливайте по той точке, где находится (или будет находиться) объект в момент съемки его крупным планом.
Поясним это на таком примере. В начале съемки актер находится от камеры на расстоянии 10 ,и, а затем подходит к ней на 5 м (рис. 9). Кадр начинается общим планом (рис. 9. А), и по мере приближения человека к камере одновременно делаем «наезд» так, чтобы в конце кадра получить крупный план актера (рис. 9, Б). Как поступить, чтобы фигура человека была резкой на всем протяжении его движения к камере? Решить это можно двумя способами.
Первый. Если у вас есть помощник, он может по мере приближения человека переводить фокус (вращая кольцо фокусировки на объективе) с 10 м до 5 м. Этот способ особенно полезен при съемке в помещениях, где почти полное открытие диафрагмы значительно уменьшает глубину резкости объектива.
Второй. Можно обойтись и без помощника. Достаточно сфокусировать объектив на ту точку, где будет человек в момент съемки его крупным планом (в нашем примере 5 м). В начале кадра, когда трансфокатор был поставлен на общий план, т. е. использовалось его самое короткое фокусное расстояние, а значит, и наибольшая глубина резкости, ее может быть достаточно (особенно при съемке на натуре) для того, чтобы человек и на расстоянии 10 м от кинокамеры получился на изображении совершенно резким. А вот при «наезде» и одновременном приближении человека, когда трансфокатор постепенно становится длиннофокусным объективом и глубина резкости его значительно сокращается, очень важно, чтобы объект съемки оказался как можно точнее на том расстоянии, на которое сфокусирован объектив (5 м). При съемке обратного движения (т. е. когда объект удаляется от камеры и одновременно производится «отъезд» трансфокатором) поступаем в принципе так же, как и в случае «наезда»: фокусируем объектив по самому крупному плану, а затем, не изменяя фокусировки, делаем «отъезд».
И в заключение снова повторяем: не злоупотребляйте «наездами» и «отъездами» трансфокатором. Каждое приближение или удаление от объекта съемки должно быть действительно необходимым, логичным и осмысленным.
«НАЕЗД» — БЕЗ ТРАНСФОКАТОРА ИЛИ ТЕЛЕЖКИ
Существует прием, удачно имитирующий быстрый «наезд» без трансфокатора и без операторской тележки. Приведем пример, который объясняет довольно простую технику такой съемки. Снимать можно кинокамерой любого типа.
Возьмите кинокамеру и станьте на точку, откуда объект съемки, например памятник на площади, будет виден на общем плане (рис. 10, А). Затем подойдите к памятнику настолько, чтобы можно было взять в кадр крупно нужную часть его (допустим, голову фигуры).
Теперь измерьте ша гами расстояние от крупного до общего плана и полученное число разделите на 10 (особой точности здесь не требуется, поэтому округляйте числа). Например, вы получили результат — 3. Станьте на точку общего плана, направьте камеру на объект и снимите его. Затем передвиньте регулятор на съемку одиночных кадров и сделайте три шага (результат деления был 3) в направлении памятника. С этого места снова направьте кинокамеру на ваш объект и нажмите пусковую кнопку -- будет снят только один кадрик. Сделайте еще три шага вперед и снимите еще один кадрик, и так повторяйте, пока не подойдете к последней точке — съемке фрагмента памятника. Тогда снова переставьте регулятор со съемки одиночных кадров на серийную съемку и снимите этот фрагмент.
Таким же способом можно снимать и «отъезды». Но чтобы этот прием производил хорошее впечатление, необходимо соблюдать следующие условия: переходя с одной точки на другую, следите, чтобы композиция кадра изменялась по возможности постепенно, иначе на экране будут неприятные рывки в стороны и сверху вниз. Выдержка при покадровой съемке несколько больше, чем при серийной, непрерывной, а поэтому, чтобы не было разнобоя в плотности изображения, лучше немного (на полделения) уменьшить отверстие диафрагмы при съемке одиночными кадрами.
В зависимости от вашего замысла можно изменять скорость «наезда», увеличивая или уменьшая количество промежуточных пунктов съемки (не 10, как в нашем примере, а 68 или 13 — 15) и также снимая не одиночными кадрами, а коротенькими пусками кинокамеры на 2 — 3 кадрика каждый.
Интересно, что этим способом можно делать «наезды» и «отъезды» (хотя их правильнее бы назвать «подходами» и «отходами») не только по прямой линии, но и по кривой (рис. 10, F). Это значит, что можно непрерывно держать в кадре объект съемки и в то же время обходить различные преграды на пути к нему — заборы, ряд деревьев и т. д.
Как видите, такой способ «наездов» имеет свои преимущества: иногда рельеф местности или преграды (в виде заборов, широких траншей и т.д.) не позволяют использовать тележку, а трансфокатором не сделаешь «наезд» по кривой линии (как, например, на рис. 10, Б).
Рис. 10. Имитация «наезда»: А — по прямом линии: Б- по кривой