Киносъемка в горах
В принципе такая съемка ничем не отличается от остальных видов пейзажных киносъемок.
Главное, что здесь необходимо учесть, — увеличение контраста между теневыми и освещенными участками пейзажа, который усиливается по мере подъема на высоту. Причина этого в чрезвычайно чистом горном воздухе. В нем почти нет пыли, а поэтому солнечные лучи рассеиваются очень слабо. Небо кажется более темным, чем в обычных условиях. Пред-
меты в горах ярко освещены солнцем, но их теневые части недостаточно подсвечиваются небом, поэтому нередко выглядят темными провалами без каких-либо деталей.
Неопытные кинолюбители иногда еще более усиливают этот контраст, во-первых, тем, что определяют экспозицию только по самым освещенным частям пейзажа, во-вторых, применением желтых или даже оранжевых светофильтров.
Применение специального так называемого ультрафиолетового светофильтра уменьшает контрастность, а также ошибки в экспозиции, вызванные действием на экспонометр ультрафиолетовых лучей. Таким образом, при съемках в горах (особенно выше 3000 м) можно порекомендовать совершенно отказаться от цветных светофильтров или снимать со слабым желтым светофильтром.
Иногда любители при съемке отдаленных гор стремятся во что бы то ни стало убрать воздушную дымку, для чего пользуются желтым или оранжевым светофильтрами. Но всегда ли стоит уничтожать воздушную дымку, которая и так слаба в горах? Ведь тогда на экране будет казаться, что далекие горы приблизились почти «впритык» к переднему плану.
Если почему-либо необходимо показать на отдаленной горе как можно больше деталей, то в таком случае без плотного желтого или даже оранжевого светофильтра не обойтись. И, конечно, вы постараетесь снять этот кадр длиннофокусным, объективом, чтобы различить как можно больше подробностей на отдаленном объекте.
Ввиду того что в разреженном горном воздухе человек больше утомляется, желательно чаще пользоваться штативом или другой опорой, так как дрожание рук оператора, его прерывистое дыхание могут испортить интересные кадры. Если нести с собой штатив тяжело, сделайте штативную головку на рукоятке палки, ледоруба.
Что касается экспонометрических замеров в горах, то при пользовании фотоэлектрическим экспонометром увеличение освещенности при подъеме на высоту учитывается автоматически. Но если вы пользуетесь таблицами или же рассчитываете экспозицию, руководствуясь своим опытом натурных съемок в обычных условиях, то изменение освещенности следует учитывать и соответственно уменьшать отверстие диафрагмы. До высоты 1000 м диафрагму можно не изменять. На высотах 2000 — 3000 м ее следует уменьшать на полделения. На высоте 4000 м — уменьшить на целое деление, а когда достигнете 5000 м, уменьшите диафрагму на полтора деления.