Многоцветная натура
И ЧЕРНО-БЕЛОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Бывает так: открывается вдруг перед глазами кинолюбителя пейзаж такой красоты — просто дух захватывает. Очарованный этой картиной, кинолюбитель снимает пейзаж, а затем с нетерпением ждет, когда сумеет показать его на экране своим друзьям. И вот, наконец, эти кадры смотрят зрители. Но почему они не выражают восторга? Да и сам оператор чувствует, что в экранном изображении почему-то совсем нет того очарования, которое было в натуре. Что же произошло? Здесь возможны разные причины. Но, может быть, одна из главных та, что, любуясь пейзажем, игрой краток, их гармоничным сочетанием, оператор забыл, что снимает он на черно-белой пленке. И, естественно, главная привлекательность этого пейзажа — цвет — отсутствует на экране.
Это очень распространенная ошибка. Вот почему с самого начала учитесь представлять себе, как будет выглядеть на экране многоцветная натура в черно-белом изображении. Сначала это нелегко, но со временем вы будете делать это безошибочно. Для облегчения такого «перевода» красочной натуры на монохромное изображение иногда пользуются цветными стеклами, которые так и называются монохромы. Например, если смотреть через синее стекло на красочный пейзаж, вы увидите его лишь в синих тонах различной яркости. И это поможет представить себе, как он будет выглядеть в черно-белом изображении. Не забывайте, что в черно-белом фильме красота пейзажа передается лишь с помощью светотени, силуэта, линии.
Вторая причина неудовлетворенности снятым пейзажем часто состоит в том, что короткофокусные объективы, которыми обычно снабжены любительские кинокамеры, обладают большой глубиной резкости, а поэтому объекты и переднего и более отдаленных планов получаются одинаково резкими. Это делает изображение протокольно сухим, информационным. Теряется ощущение глубины пространства, его пластичности, многоплановости, которое возникает, когда предметы переднего плана, их детали, фактура изображаются четко, а более удаленные — чуть размытыми, с мягкими контурами, будто растворенными в толще воздуха.
Вот почему не злоупотребляйте короткофокусной оптикой и не стремитесь всегда к тому, чтобы все предметы в поле зрения камеры были одинаково резкими.
Использование длиннофокусных объективов придает изображению пластичность, выразительность. А умелое пользование шкалой глубины резкости на объективе (если он может фокусироваться) позволит вам сознательно, по своему желанию передвигать границы резкости.
Например, вы снимаете объективом с фокусным расстоянием 12,5 мм. Условия освещения требуют диафрагмы 8. Переднеплановые объекты расположены от камеры на расстоянии от 2 до 5 м. Все, что находится за ними, вы хотите увести в нерезкость. По шкале глубины резкости на объективе (или по таблицам) вы легко определите, что для этой цели необходимо сфокусировать объектив по шкале расстояний на 1,2 м. Тогда резкими получатся только предметы, находящиеся на расстоянии от 0,68 до 5,23 м от камеры.