Из практики - для практики

    

Освещение движущейся фигуры


Больше всего трудностей испытывает оператор-кинолю­битель, когда ему приходится устанавливать свет на фигуры людей, которые должны по ходу съемки двигаться по комна­те, пересекать ее из угла в угол, особенно, когда человек должен из глубины комнаты приблизиться к кинокамере до крупного плана. Вспомните, как часто мы видим в таких кадрах вначале очень темную, плохо высвеченную фигуру, которая по мере приближения становится все ярче и ярче, и. наконец, когда актер подходит совсем близко к камере (крупный план), его лицо настолько пересвечено, что на изображении исчезают полутона, теряется форма и объем — лицо превращается в плоскую белую маску. Можно не сомне­ваться, что такая съемка производилась по схеме, показан­ной на рис. 14, А.

Очень полезно разобраться, отчего так резко изменилась на экране яркость лица человека, хотя в жизни эти изменения не казались нашему глазу столь разительными.

Допустим, нужную освещенность на лице человека мы получили, отодвинув от него осветительный прибор на 1,5 м. Человек должен ходить в данной сцене, то приближаясь, то удаляясь от источника света. Когда он приблизится к лампе на расстояние 0,75 м и расстояние, таким образом, умень­шится вдвое, освещенность лица увеличится в четыре раза (по известному закону физики о зависимости между осве­щенностью поверхности и ее расстоянием до источника света) (рис. 14, £).

Когда же человек отойдет на расстояние 3 м от освети­тельного прибора (т. е. опять вдвое дальше по сравнению с основным положением на расстоянии 1,5 м) освещение на нем уменьшится в четыре раза. Итак, при движении в пре­делах от 0,75 м до 3 м изменение освещенности будет от четырехкратно большего до четырехкратно меньшего, т. е. в 16 раз, что потребует изменения диафрагмы на четыре деле­ния — и это на пути всего лишь в 2,25 м)

Запомните: при использовании слабого источника света, расположенного ближе к снимающемуся объекту, каждое движение снимающегося объекта по направлению к источнику света или от него будет сопровождаться значительным изменением освещенности.


Теперь попробуем взять лампу мощнее в четыре раза. Чтобы получить ту же освещенность на объекте, поставим ее на расстоянии 6 м (1,5x4). В этом случае, когда актер повторит то же движение, что было в предыдущем примере, т. е. приблизится к лампе на 0,75 м и удалится на 1,5 м (от основной точки, которая находится на расстоянии 6 м от лампы), и проделает тот же путь в 2,25 м, то по отношению к источнику освещения движение его будет от 5,25.м до 7,5 м (рис. 14, В). А это соответственно из­менит освещенность на фигуре человека от 1,14 раз больше нормы до 1.56 раз меньше нее.



Рис 14. Освещение движушейся фимры



Рис. 15. Приемы освещения движущейся фигуры

Таким образом, те­перь освещенность от са­мой большой до самой малой изменится при­мерно в 1,78 раз (а не в 16, как в предыдущем примере), что соответст­вует изменению диафраг­мы даже меньше, чем ни одно деление.

Итак — сильный ис­точник света, поставлен­ный далеко от объекта съемки, позволяет ему передвигаться по съемочной площадке без значительных изменений в осве­щенности.

На рис. 15 показаны еще два приема освещения движу­щейся фигуры, которые дают возможность сохранять равно­мерность освещения на всем пути (разумеется, если это вхо­дит в замысел автора).

При достаточном количестве осветительных приборов их можно расставить так, как показано на рис. 15, А.

Если же количество осветительных приборов недоста­точно, чтобы распределить их на всем пути движения чело­века, можно попросить помощника двигаться одновременно со снимающимся, держа в руке осветительный прибор (рис. 15,Б).

 


Содержание раздела