Примеры создания титров
Приведем несколько примеров создания титров, исходя из условий съемки и темы фильма.
На море. Титр, который пишет на песке палец человека или палочка; можно писать и белым кремом на загорелой спине юноши, лежащего на берегу; надпись из ракушек или морских водорослей, выложенных на песке; съемка титров, наклеенных или написанных на стекле, на фоне морского прибоя.
В походах. Титром может быть указательная надпись на придорожном столбе; надпись (на стекле) на фоне коры дерева или стволов деревьев, мха, горных вершин, географической карты и т. д.
На карнавалах, праздничных вечерах. Титры, сделанные на надувных воздушных шариках, которые, взлетая вверх, открывают первый эпизод фильма; надписи, которые создаются из конфетти (покадровая съемка) или выкладываются из ленточек серпантина.
Эти примеры приведены не как образцы для копирования, а для того, чтобы помочь кинолюбителю в поисках интересных и оригинальных изобразительных решений выполнения титров.
Кинолюбитель из Чехословакии в шуточном фильме «Своим личным палачом» умело использовал прием изменения величины титров, придающий определенную эмоциональную окраску действию на экране.
Коротенький фильм начинается крупными планами лица мужчины, бреющегося безопасной бритвой. Тупые лезвия приводят его во все возрастающую ярость. И вот между этими кадрами вклеены три надписи, сделанные все более крупными буквами: «Если у вас избыток крови...», «Если вы обожаете страдания...», «Если вам наплевать на жизнь...», и затем после крупного плана лица мужчины, перекошенного от боли, последняя надпись: «Брейтесь лезвиями «Jestfab»!»
Один из основоположников советского документального киноискусства Дзига Вертов первым показал, что надпись в немом фильме, подобно самому изображению, может не только исполнять информационную роль, но также иметь определенную эмоциональную окраску.
В фильмах Д. Вертова зрители впервые увидели надпись, которая появлялась где-то в глубине экрана, а затем быстро приближалась, вырастая до огромных размеров.
Такая надпись ( чаще всего это было одно слово) воспринималась как восклицание, призыв.
Советуем и вам в нужных случаях воспользоваться этим действенным приемом.
Проще всего снять такой титр трансфокатором.
Кинокамеру укрепляют на штативе или титровальном станке, а наезд осуществляют поворотом рукоятки трансфокатора.
Если у вас нет кинокамеры с трансфокатором, можно получить нужный эффект покадровой съемкой с постепенным приближением кинокамеры к надписи. Тут, конечно, придется точно разметить не только начальное и конечное положения кинокамеры, но и промежуточные, чтобы по мере передвижения ее делать необходимые поправки фокуса, иначе надпись будет нерезкой.
Иногда поступают иначе. Одну и ту же надпись снимают несколько раз с различно удаленных точек, а затем монтируют их короткими кусками. Это создает ощущение крика, призыва.
Если вы хотите усилить впечатление от слова, сказанного героем в немом фильме, можно сделать так. Например, в первом кадре человек (на среднем плане) кричит: «Стой!» После этого кадра вклеивают надпись «Стой!», снятую не очень крупно. Потом идет кадр, на котором крупно, на весь экран — лицо человека, снова повторяющего свое восклицание. И после этого кадра еще один титр «Стой!», но теперь уже буквы большие, они занимают весь экран, как бы повторяя предыдущий крупный план лица человека.