Вместо черного бархата
Для киносъемок второй экспозиции в комбинированных кадрах в качестве фона обычно используют черный бархат. Но не всегда в распоряжении кинолюбителя может оказаться эта ткань да еще большого размера, если перед ней нужно разместить, например, двух-трех актеров. В таких случаях прекрасным фоном, который так же, как черный бархат, не проработается на пленке, может служить... ночное небо. На его фоне и снимите объекты переднего плана, осветив их электроприборами.
КИНОСЪЕМОЧНАЯ КАМЕРА — УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
УСТОЙЧИВОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Все наставления и руководства рекомендуют при съемке длиннофокусными объективами или трансфокаторами обязательно пользоваться устойчивыми штативами, иначе не избежать дрожания изображения на экране. И действительно, в кинокамере «Лада», например, длиннофокусная граница трансфокатора (F = 37 мм) по углу поля изображения близка к углу объектива F = 300 мм на фотоаппарате (для кадра 24 х 36 мм). С таким объективом не каждый, даже очень опытный фотолюбитель решится снимать с рук при выдержке 1/2 с (а это средняя выдержка для любительских кинокамер).
По мнению многих кинолюбителей, расположение пусковой кнопки на правой стороне кинокамеры (на рычаге перевода фокуса) нельзя считать самым удачным. При нажатии на пусковую кнопку, особенно при смене фокусного расстояния, кинокамера стремится уйти влево. Нужны дополнительные усилия, чтобы удержать ее в определенном положении. Эти движения, естественно, не добавляют устойчивости изображению.
Журнал чехословацких кинолюбителей «AMATERSKV FILM» предлагает два несложных приспособления к кинокамере «Лада», которые значительно улучшили стабильность изображения при съемке с рук. Первое — это легкий нагрудный штатив. Сделан он из дюралевой полоски толщиной 6 мм и шириной 12 мм (рис. 44, А).
Рис. 44. Нагрудный штатив чаг для кинокамеры «Лада»:
Рис. 45. Переделка рычага перемены фокуса: А — кинокамера «Лада» до переделки; Б — после переделки
Крепится штатив к камере с помощью стандартного винта. Во время съемки изогнутый конец штатива упирается в грудь.
Еще лучше, если прикрепить к нижней части штатива ремешок, предназначенный для ношения кинокамеры, и надеть его на шею. Тогда вес камеры и давление руки на пусковую кнопку распределятся частично на грудь и шею. Поскольку этот штатив опирается на грудь, во время съемки следует задержать дыхание.
Второе приспособление такое же простое, но задача его — ослабить давление пальца на пусковую кнопку кинокамеры. Достигается это с помощью удлинителя рычага (рис. 44, Б) из полоски дюраля толщиной 1 мм. Она крепится двумя шурупами (диаметром 3 мм) к отверстиям пусковой кнопки одиночных кадров и непрерывного хода кинокамеры. Благодаря увеличенному рычагу облегчается включение механизма кинокамеры и более плавно изменяется фокусное расстояние объектива.
Несколько иначе поступил другой кинолюбитель. Он в основании рычага (нижняя планка) просверлил три дополнительных отверстия и рычаг перемены фокуса прикрепил в нижнем положении (рис. 45, Б). В пусковую кнопку ввернул старый наконечник от спускового тросика и на него надел круглую шайбочку с углублением для пальпа. Эта переделка не только повысила устойчивость камеры в моменты пуска и остановки механизма, но и позволила устранить еще один недостаток, присущий кинокамере «Лада».
Как показывает опыт, положение рук при съемке (левая на рукоятке, правая на рычаге перемены фокуса) крайне неудобно. При таком положении рук оператор лишен возможности при съемке крупных планов в движении одновременно менять фокусное расстояние и производить поправку резкости.
После переделки рычага можно осуществлять наводку на резкость левой рукой непосредственно в момент съемки, правой рукой держать рукоятку кинокамеры, а указательный палец теперь легко достанет до рычага перемены фокуса.